Рубрика "Легенды ХХ века"

Роман Иванюшкин, МТУСИ

ДЕДУШКЕ КВН-49 СТУКНУЛО 50 J

Вряд ли найдется хоть один житель бывшего СССР, который бы не слышал об этом легендарном телеприемнике, собиравшем вокруг себя тысячи телезрителей - у счастливого обладателя этого чуда с маленьким, размером с почтовый конверт экранчиком и глицериновой линзой, в те далекие 50-е собирались на просмотр телепередач этажами, подъездами, домами…

КВН-49 далеко не первый отечественный телеприемник. Об истории телевидения можно писать очень много - здесь нужно было бы вспомнить о телеприемниках с диском Нипкова, телеприемниках с оптико-механической разверткой и других чудесах техники 20-х, 30-х годов. Этому можно посвящать целые статьи, что мы когда-нибудь обязательно сделаем. Сегодня же мы говорим о телеприемнике в привычном для нас понимании, где наблюдение изображения осуществляется на экране электронно-лучевой трубки (кинескопа), или как говорили тогда – катодной трубки. Итак, до Великой Отечественной Войны в нашей стране выпускались катодные телевизоры в двух вариантах исполнения - настольном и напольном (с откидным зеркалом). Хотя выпускались - громко сказано - партию из нескольких сотен штук серийным производством назвать не поворачивается язык. Это были огромные безумно дорогие аппараты, которые не каждый дом культуры мог себе позволить, не говоря уже о рядовых гражданах. Да и единого стандарта на телевизионную развертку тогда не было - Ленинградский опытный телецентр вел передачи с построчным разложением в 240 строк, а Московский - в 343 строки. Последний стандарт применялся вплоть до 1946 года, когда был заменен единым, принятым ныне во многих странах мира стандартом разложения в 625 строк и черезстрочной разверткой. Поистине огромный вклад в разработку этой системы внесен Семеном Исидоровичем Катаевым и Сергеем Васильевичем Новаковским (ныне - профессор кафедры телевидения МТУСИ).

В 1946 - 1947 году промышленность выпустила два типа телеприемников - Т-1 Москвич и Т-1 Ленинград (о каждом из них нужен отдельный рассказ), причем первый поддерживал и старый стандарт развертки - 343 строки. Однако ввиду высокой сложности оба аппарата также были очень дорогими и недоступными большинству простых граждан. Эти телеприемники также были выпущены небольшими партиями в 1946, 1947 и 1948 году и не решали проблему широкого охвата населения телевещанием. Итак, к концу 40-х годов назрела необходимость разработки недорогого телеприемника, доступного широким массам населения СССР.

Таким массовым телеприемником и суждено было стать юбиляру Т-1 КВН-49, опытные образцы которого появились в конце 1948 года. Этот телеприемник побил все рекорды по своей популярности - в различных модификациях он выпускался в течение почти 10 лет, оставаясь за это время самым массовым телевизором. Действительно, разработчикам этого уникального в своем роде аппарата удалось путем наипростейших (и даже на сегодняшний день порой абсурдных) технических решений получить недорогой, но в тоже время надежный телеприемник. Нельзя не добавить, что шасси телевизора при проходе госприемки часто проверялось на качество путем испытания в центрифуге! Это неудивительно, поскольку большинство электрических соединений КВН-49 выполнялось методом контактной сварки медью или латунью!

Конечно, по сравнению с современными телевизорами КВН-49 не отличается удобством управления - все, начиная от центровки и фокусировки изображения и заканчивая традиционной регулировкой яркости - приходилось регулировать самому радиозрителю - как их тогда называли. Более того, за просмотр телепередач с владельца телеприемника взималась абонентская плата, а сам телевизор подлежал обязательной регистрации в отделении связи.

Несмотря на то, что размер экрана (диагональ 18 см) значительно меньше размеров корпуса, КВН-49 имеет очень неплохое внешнее оформление (см. рис.1). Под приемной трубкой расположен громкоговоритель, а по бокам от него четыре основных ручки управления - контрастностью, громкостью, яркостью и фокусировкой. Рычаг переключения телевизионных каналов (а их тогда было всего три) расположен сзади, а все вспомогательные регулировки (частота строчной и кадровой разверток, регуляторы центровки, горизонтального и вертикального размеров и линейности развертки) расположены сбоку под съемной деревянной крышкой. У первых моделей телеприемника также имелась регулировка чувствительности.

В КВН-49 применена электронно-лучевая трубка серии 18ЛК (см. рис.2) с круглой формой экрана (для придания экрану прямоугольной формы в корпусе телеприемника установлена специальная карболитовая рамка), электромагнитной фокусировкой и отклонением луча (угол отклонения составлял 560, что делало невозможным изготовления кинескопов с большим экраном чисто из-за большой длины конусной части колбы). Ввиду электромагнитной фокусировки требовалось наличие возможности ручной регулировки напряжения на фокусирующей катушке, однако именно при таком способе фокусировки достигалась высокая четкость изображения - на экране отчетливо видна строчная структура растра. В тоже время это требовало применения дополнительной катушки, которая вместе с отклоняющими катушками входила в состав фокусирующе-отклоняющей системы (ФОС) (см. рис.3). Нельзя обойти вниманием и детали генератора строчной развертки, например, - выходной строчный трансформатор (см. рис 3) - он намотан не на ферритовом сердечнике, а стальном, набранным из тонких как лезвие пластин (эти сердечники одно время любители широко использовали при изготовлении выходных трансформаторов УНЧ с раздельным усилением высоких и низких частот). Ввиду отсутствия в те годы специальных ламп, в оконечном каскаде строчной развертки применен генераторный тетрод типа Г-807, который также изображен на рис. 3.

Однако, самым главным курьезом КВН-49 является то, что его приемная часть построена по схеме прямого усиления - это, наверное единственный случай в мировой практике! Усилитель радиочастоты КВН-49 состоит из четырех каскадов, выполненных на пентодах типа 6Ж4, имеющих достаточно высокую крутизну проходной характеристики. При переключении с канала на канал осуществляется коммутация контурных катушек при помощи контактной линейки, механически связанной с рычагом переключателя. Регулировка контрастности изображения осуществляется путем изменения напряжения смещения лампы первого каскада УВЧ. На выходе видеодетектора, выполненного на вакуумном диоде, формируется сигнал изображения и сигнал звукового сопровождения на поднесущей 6,5 МГц, который поступает на двухкаскадный видеоусилитель. Опять же с целью удешевления конструкции видеоусилитель одновременно является усилителем поднесущей звука. Для того, чтобы сигнал звукового сопровождения не создавал помех на экране, в цепи управления кинескопа установлен режекторный фильтр. Следует отметить, что и управление кинескопом у КВН-49 не такое как у других телевизоров - видеосигнал подводится в цепь модулятора, а не катода трубки. Сигнал звукового сопровождения с выхода видеоусилителя через амплитудный ограничитель поступает непосредственно на частотный дискриминатор. Задающие генераторы разверток выполнены по идентичным схемам блокинг-генераторов. Выходной каскад кадровой развертки имеет бестрансформаторный выход, а оконечный каскад строк выполнен по трансформаторной схеме. В цепь вторичной обмотки строчного трансформатора включены элементы демпфера, регулятор центровки изображения и регулятор размера строк (в последних моделях). Выпрямитель также построен на лампе - применен двухполупериодный кенотрон типа 5Ц3С. Телеприемник смонтирован на горизонтальном шасси, внешний вид которого показан на рис. 4. Под металлическим экраном расположены детали генератора строчной развертки и высоковольтного выпрямителя.

С целью увеличения размеров изображения промышленность выпускала специальные линзы, которые заполнялись смесью дистиллированной воды и глицерина, и при помощи специальных ножек устанавливались перед экраном телеприемника. Одна из модификаций таких линз приведена на рис. 5. Применение линзы позволяло увеличить размер изображения почти в 1,5 раза, но существенно уменьшало срок службы кинескопа ввиду необходимости увеличения яркости его свечения. Кроме того, при просмотре телепередачи радиозритель должен был смотреть на экран по возможности под прямым углом. Иначе у него была прекрасная возможность очутиться в "Королевстве кривых зеркал" J .

В заключение приведем основные технические характеристики КВН-49:

Чувствительность - не хуже 1000 мкВ.

Число различимых линий по горизонтали и вертикали - 400.

Размер изображения - 105х140 мм.

Количество принимаемых каналов - 3.

Число ламп (не считая кинескопа) - 16.

Мощность, потребляемая от сети - 200 Вт.

Размеры корпуса (без выступающих частей) - 380х490х400 мм.

Наверное, многие из вас не смогут сдержать улыбки, глядя на эти цифры, однако давайте все таки сделаем это и поздравим дедушку КВН-49 с его полувековым юбилеем, ведь он в течение ни одного десятка лет служил верой и правдой многим тысячам наших соотечественников, помогая делать такое величайшее изобретение уходящего века, как телевидение доступным каждому.

Напечатано в журнале “Радиолюбитель” № 6 за 2003 год.

Примечание. КВН получил свое название по первым буквам фамилий своих разработчиков - ленинградских инженеров И. Николаевского, В. Кенигсона и Н. Варшавского, а также году начала выпуска.

Константин

В библиотеку